Состояние военно-политической обстановки на Европейском континенте и социально-политической ситуации в Республике Беларусь

Полковник МАКАРОВ В. М., заместитель председателя ВНО по научной работе

Здесь СЛАЙДЫ к данному материалу

Укрепление в обществе чувства патриотизма, готовности к защите национальных интересов как важнейшая мера обеспечения военной безопасности Беларусь в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов. Этот вывод, содержащийся в ст.6 Концепции национальной безопасности, в концентрированном виде характеризует особенности обстановки вокруг республики и внутри страны, а также предполагает рассмотрение ситуации прежде всего в контексте обеспечения военной безопасности.

Никого не должно успокаивать то, что силовые структуры спасли ситуацию. Блицкриг, то есть силовой захват уличной инициативы и затем власти, сорван 9-11 августа, но на протяжении более двух месяцев продолжаются массовые акции протеста. Причем данные формы эскалации протеста характерны для всех внутренних вооруженных конфликтов, начало которым положено созданием радикального оппозиционного ядра и расколом общества (или сначала расколом общества, на основании которого в дальнейшем формируется радикальное оппозиционное ядро).

Причем, не только должностным лицам военного ведомства, но и всем руководителям государственных органов было хорошо известно, как развиваются внутренние вооруженные конфликты, как реализуются цветные революции. Практически все наши оперативно-стратегические и оперативно-тактические учения с 2002 года проводились на фоне розыгрыша вариантов осложнения внутриполитической обстановки, то сеть эскалации внутреннего вооруженного конфликта, к которому реально стремились подтолкнуть Беларусь внешние силы в текущем году. Но само общество и многие руководители государственных органов (кроме силовых структур) оказались неготовыми к подобному реальному развитию обстановки. Но обо всем по порядку. Прежде всего, о военно-политической обстановке.

(Слайд 2) 10 лет назад, анализируя причины экономической нестабильности в мире, учеными были четко охарактеризованы более глубокие, цивилизационные, основы происходящих глобальных процессов. В частности, доктор военных наук Константин Сивков рассмотрел противоречия глобального характера, начиная от противоречия между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, а также возможностями экосистемы Земли по нейтрализации негативных последствий деятельности человечества.

Все эти дисбалансы носят антагонистический характер и без существенного ущемления интересов тех или иных крупнейших геополитических субъектов кризис преодолен не будет. Опыт разрешения двух подобных переломов цивилизации в начале и середине ХХ века показывает, что их преодоление происходило через мировые войны – Первую и Вторую. Вместе с тем, глобальная война, например, ракетно-ядерная, или даже большая война с ограниченным применением ОМП, построенная в логике Второй мировой, содержит неприемлемые риски.

Локальные конфликты нового века, в том числе в Ираке, Ливии и ряде других стран продемонстрировали технологическое преимущество НАТО, и прежде всего США, но оказались абсолютно провальными акциями. Подобные войны стали нерентабельными экономически, то есть перестали быть адекватным инструментом перераспределения ресурсов.

Не преодолеет и традиционная война комплекс глобальных противоречий нового века. В результате среди части элит Запада постепенно сформировалась мнение, что традиционная война перестала быть адекватным, хотя и радикальным решением. Она или недостаточна, или избыточна.

Значит ли это, что войн не будет? Будет! Но совершенно другая.

Не Первая. Не Вторая. Не третья (холодная) – с политико-экономическим противостоянием, блокадой и подрывными операциями. Все это, впрочем, тоже будет использоваться и уже используется – но в качестве фона, а не основного содержания новой войны. Таково мнение ряда авторитетных аналитиков, например Сергея Переслегина, который считает, что «на уровне государств актором новой войны являются Соединенные Штаты Америки». Основной задачей, стоящей перед США, становится переформатирование национальной экономики. Речь идет в идеале – о переходе к посттехнологическому развитию (робототехника, нанобиотехнологии, искусственный интеллект и т.д.).

При этом Америке необходимо оздоровить свою финансовую систему, перераспределить активы в пользу промышленного капитала и вывести из игры главных конкурентов Китай, Россию и даже Европейский союз.

Что значит «перераспределение активов»? Это резкое ослабление нынешнего 5-го технологического уклада с его господством финансовых технологий над производственными и менеджмента над хозяйствованием и здравым смыслом (глобализация, экономика потребления, экономика услуг), как не позволяющего преодолеть противоречия нового века – «общий кризис глобального миропорядка».

То есть, говоря о перераспределении активов и переходе к посттехнологическому укладу речь идет, прежде всего, о конфискации финансового капитала, прежде всего банковского. Но такое невозможно сделать без насильственных мер, по существу без гражданской войны. Повторять собственный кровавый эксперимент – гражданскую войну (1861–1865 гг) у американцев желания, конечно же, нет. Поэтому гражданская война должна быть экспортирована на мировую периферию. А именно постоянно подогреваемые конфликты на севере Африки, в Ираке, Ливии, на постсоветском пространстве, в Украине, между Азербайджаном и Арменией, в Приднестровье, наконец, в Беларуси.

Именно в этом ключе необходимо рассматривать и эскалацию конфликтов на постсоветском пространстве, и активизацию военной деятельности в Европе. Только отдельные факты. (Слайд № 3 )

Главным дестабилизирующим фактором развития обстановки остается формирование реальной угрозы нарушения баланса сил по причине пересмотра Соединенными Штатами устоявшейся системы контроля над вооружениями. Как следствие – планомерное развертывание европейского сегмента системы противоракетной обороны США. Так, наряду с функционированием американской базы ПРО в Румынии, уже в 2022 году будет введен в строй аналогичный объект на польской территории. При этом, их конструктивные особенности обеспечивают возможность применения ударного вооружения, в частности, крылатых ракет «Томахок».

(Слайд № 4 ) Следует ожидать передислокацию части американских сил и средств, выводимых из ФРГ, в Восточную Европу, в том числе на территорию сопредельных с Республикой Беларусь государств. Соединенные штаты продолжают практику размещения своих воинских формирований в непосредственной близости от Государственной границы Республики Беларусь. Реализуется ряд проектов по развитию польской военной инфраструктуры, реализация которых позволит обеспечить размещение на территории Польши около 20 тысяч американских военнослужащих.

(Слайд № 5 )

Руководством НАТО приоритетное внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы управления. Одновременно повышается уровень готовности соединений и воинских частей вооруженных сил стран – членов НАТО к выполнению задач по предназначению. Например, с целью повышения уровня защищенности «Сувалкского коридора» в оперативное подчинение штабу многонациональной дивизии «Северо-Восток» объединенных вооруженных сил НАТО переданы в феврале 15-я механизированная бригада Польши и механизированная бригада «Железный волк» Литвы. (Слайд № 6 ) Сопредельные с Беларусью государства НАТО, прежде всего Польша, наращивают усилия по укреплению собственных оборонных возможностей, используя ресурсы ЕС и НАТО. Рост военных расходов в указанных государствах за последние три года составил 30-40 процентов. (Слайд № 7 ).

Основными рисками и вызовами, которые могут привести к повышению степени военной опасности в Европейском регионе, являются:

Таким образом, данные факты лишь подтверждают вытеснение войны теми же США на периферию. Причем мировым игрокам здесь нужны не просто ресурсы, не только стратегически важные районы собственного присутствия (что также имеет место), но, прежде всего, нужны площадки всеобщего хаоса, перманентных конфликтов, что представляет собой реализацию на практике прикрытия борьбы в совершенно других пространствах.

Не является здесь исключением и попытки государственного переворота в Беларуси. И пусть внешними акторами и активными участниками данных попыток являются Польша и Литва, очень маловероятно, что им самим те же американцы или немцы позволят создать нечто подобное нового геополитического образования типа Балто-черноморского союза, так как цель всех этих событий – создание обстановки хаоса и мятежевойны – войны всех и со всеми…

Об этом свидетельствует трагический опыт всех цветных революций последних десятилетий (в том числе Украины), породивших дестабилизацию обстановки, хаос и последующую вероятность ликвидацию государств с деградацией экономики, гибелью населения и порождением новых противоречий как основы перманентных конфликтов на периферии.

По поводу событий в Беларуси.

Слайд 8. Главной особенностью выборной кампании явилось применение силами внешних и внутренних акторов всей совокупности современных технологий конфликтной мобилизации, что радикально изменило традиционную тактику действий.

Впервые в ходе электоральной кампании традиционная оппозиция и их лидеры оказались на обочине политического процесса. Ее место заняли, лишь на первый взгляд, новые фигуры, формально на первом этапе дистанцирующиеся от традиционных политических лозунгов оппозиции.

Впервые в ходе выборной кампании осуществлена синхронизация сетецентрических коммуникационных систем (мессенджеры и группы в соцсетях) с функциональными центрами оппозиции для захвата уличного пространства.

Впервые выборы в Беларуси осуществлялись в условиях, когда одной из важнейших соцсетей стал Telegram, а в целом социальные медиа активно использовались и используются в качестве универсального инструмента мобилизации протестного электората и координации его действий.

Слайд 9. Таким образом, впервые в ходе электоральной кампании Беларусь столкнулась с комплексным тотальным применением способов и технологий, характерных для сетецентрического противоборства.

Слайд 10. Государственные органы и организации (кроме силовых структур) оказались неготовыми действовать в этих условиях и адекватно реагировать на новые риски и вызовы, что проявилось в следующих основных недостатках.

1. Работа государственных структур имеет фрагментированный, заформализованный ведомственными инструкциями характер при полном отсутствии системной наступательной деятельности.

2. Отсутствие оперативного (в режиме реального времени) освещения принимаемых мер с убедительными комментариями официальных представителей не только власти, но прежде всего, общественности, депутатов с демонстрацией конкретных аргументов, способных убедить самого притязательного потребителя информации.

3. Традиционные СМИ поддерживают относительно стабильные, но во многом устаревшие форматы представления информации, неинтересные для широкой аудитории. Это обуславливает низкую популярность государственных СМИ в соцсетях и мессенджерах и доминирование негосударственных информационных ресурсов с агрессивным контентом.

4. Отсутствие системной согласованной взаимной поддержки в сети Интернет прогосударственных журналистов, блогеров, экспертов, общественных объединений.

Государственные структуры не смогли выстроить эффективную систему взаимодействия с популярными сетевыми сообществами. По данным сервиса https://by.tgstat.com в ТОП-50 белорусских телеграм-каналов входят ТК всего лишь двух официальных государственных органов (Минздрав, Пул первого).

Это не все недостатки, но именно они привели к тому факту, что, по существу впервые в мировой практике электоральная кампания по выборам лично действующего Главы государства началась после выборов!?

Как результат, произошло неконтролируемое формирование протестной среды (протестные сети телеграм-каналов и групп в социальных сетях, неподконтрольные властям), возник запрос общества на протестную уличную активность, «избирательное шоу».

Функция по координации протестов была возложена на деструктивные телеграмм-каналы и деструктивно-настроенных блогеров.

Слайд 11 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТКОВ

1. Низкая медиаграмотность населения. Отсутствие системы фактчекинга (англ. fact checking — проверка фактов, достоверности сведений) и общественного контроля публикуемой информации не позволяет интернет-пользователям отделить истину от фейка.

Во многом подобное положение обусловлено тенденциями в связи с развитием информтехнологий, что привело к формированию у молодежи так называемого клипового сознания и стереотипизации мышления как формы адаптации к большим информационным потокам. Указанное обстоятельство обусловило перераспределение информационного влияния на аудиторию между традиционными СМИ и сетевыми ресурсами в пользу последних.

2. Провалена идеологическая работа с населением, особенно с молодежью, студенчеством. Формы и методы работы с людьми не претерпели структурных изменений, не учитывают трансформацию сознания больших социальных групп за последние два десятилетия, прежде всего новых поколений, вступивших в самостоятельную жизнь на рубеже нового века. Несмотря на в целом позитивный идеологический контент, официальная пропаганда не дифференцирована в зависимости от целевых аудиторий, осуществляется в архаичных примитивных формах, что не способствует адекватному формированию социальных настроений и ценностных ориентаций людей.

3. Неготовность значительной части должностных лиц управленческих структур государственных органов к ведению идеологической работы, в том числе наступательной эффективной пропаганды и агитации, непонимание значимости личного участия в формировании сознания людей. Слабое владение должностными лицами информационными технологиями, неумение и нежелание работать с интернет-аудиторией. Неспособность должностных лиц к быстрому и автономному принятию решений, боязнь публичного выражения своего мнения, открытой полемики с оппонентами, а также возможной негативной реакции своего руководства.

Как результат, со стороны государственных органов, государственных СМИ и общественности отсутствовало адекватное информационное сопровождение (прикрытие) действий силовых структур при пресечении противоправной деятельности и срывов планов дестабилизации обстановки. (Речь идет о том, что информационное сопровождение – это не только и не столько дело силовых структур, а прежде всего общественности, депутатов, патриотических организаций и т.д.).

4. Кризис социогуманитарного знания, оторванность наук гуманитарного цикла от решения прикладных задач политической деятельности, социально-экономичного развития и обеспечения национальной безопасности, господствующий технократический подход в подготовке управленческих кадров.

Слайд 12. На образование в целом значительное негативное влияние оказала западная либеральная модель образования, отраженная в Болонском процессе. Его цели – построение европейской зоны высшего образования, развитие европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания. Но сегодня европейские ценности сохранились лишь в Беларуси.

Слайд 13. Более того, «Болонская система» не распространяется на богатые частные университеты Запада (а их не более 2 %), где готовят будущую элиту. Там предпочтение отдается фундаментальному образованию, строжайше запрещена тестовая система, которая отучает от главного - умения ставить вопрос, проблему, мыслить глобально.

Таким образом, современная система образования не направлена на формирование у молодежи диалектического мышления, которое отвечает за здравый смысл. В образовании нарушено главное – системность в подаче ранее связанных между собой дисциплин. Знания (скорее, уже просто информация) даются клочковато, разрозненно, мозаично.

Реально действующие мировоззренческие постулаты, как бы они ни назывались, во многом работают в одном направлении – либеральном, что четко проявилось в постэлекторальный период акций протестов.

ЧТО ДЕЛАТЬ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ?

Прежде всего, необходим комплекс мер по созданию принципиально новой эффективной системы идеологической работы. Главное – это организация подбора кадров по критерию способности вести реальную работу в условиях новых рисков и вызовов.

Срочно необходима экспертная оценка системы образования на предмет ее соответствия национальным интересам Республики Беларусь, в том числе качества учебников, пособий, учебных программ и принятие соответствующих управленческих решений, в том числе по кадровым вопросам.

Необходима Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Беларусь, в том числе разработка комплексной модели формирования исторического создания граждан Республики Беларусь, исходящая из приоритета защиты национальной безопасности, национальных интересов и исключающая попытки растворения истории государства в истории Польши и Литвы.

Теперь о непосредственных задачах Военно-научного общества.

Слайд 14. Лучше присутствующих в этом зале никто не сможет принять участие в формировании понимания гражданами сущности современных угроз национальной безопасности и соответственно значимости реализации на практике требования Конституции о том, что защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина.

Соответственно наша деятельность должна быть направлена:

Тем более, что есть примеры успешной деятельности ВНО, когда лишь благодаря воле и принципиальной позиции генерала Шумилова В.Г. и членов ВНО – из Геральдического совета при Президенте были устранены представители пятой колонны, включая В.Ляхора, как поклонники символики коллаборации. То есть для защиты национальных интересов, решений референдума, сохранения государственных символов именно ВНО сделало больше, чем целая система министерств и ведомств.