Зачастую в силу различных политических причин производятся попытки переписать историю, подчеркнуть значение одних событий и принизить другие. Сегодня слава Грюнвальдской битвы поделена между поляками, современными литовцами и россиянами, белорусы зачастую просто как-то теряются на историческом пространстве. Говоря о знаменитых «Смоленских хоругвях» как-то стыдливо забывается, что в 1410 году это был белорусский город, получивший первую уставную грамоту в 1395 году от Витовта. В то же время, изучая сохранившиеся летописи можно увидеть, что не делили как-то наши предки себя на белорусов и русских, увидеть общий вклад в общую же победу, да и значение самой победы для единения белоруской нации.
Победа под Грюнвальдом – одна из самых славных в нашей истории, именно она определила современную карту Европы и наличие на ней сегодня, Белорусского государства. Значение Грюнвальда переоценить невозможно, сказать, что была остановлена немецкая экспансия на восток – значит не сказать самого главного. Этот момент можно справедливо назвать переломным в истории развития славянских государств. До Грюнвальда существовали полочане, смоляне, витебчане, оршанцы, городенцы и т.д. (в то время население как правило называли по имени главного города своей земли) – назад с Грюнвальдской битвы они возвращались единым народом. Хотя еще до конца не сформировался общий язык, и даже самого слова белорусы ещё не существовало, разрозненные племена уже объединялись общей победой. Именно Грюнвальд запустил в народном сознании интеграционные процессы объединения удельных княжеств и создания единого государства, которое утвердилось лишь к середине XVI века.
В Грюнвальдской битве принимали участие армии многих народов. В «хрониках Быховца» записано: «…войска великие с двух сторон: король Ягайло все силы Короны Польской, князь великий Витавт все силы литовские и русские и много татар, магистр же прусские свои войска со всего Рейха Немецкого». Орденское войско состояло из немецких, французских и др. рыцарей, привлекались также отряды наёмников наиболее крупные из них – англичане и швейцарцы. Костяк войска победителей составляли хоругви Польского Королевства под командованием короля Ягайлы (Владислава II) и Великого Княжества Литовского, которые привел великий князь Витовт – предки современных белорусов, украинцев и россиян. Сюда же пришли валашские, чешско-моравские и татарские отряды. Предки современных литовцев (только назывались они тогда жамойтами, или жмудью) тоже внесли свой вклад в эту победу.
Точная численность войска как с польско-литовской, так и с орденской стороны точно не известны, её не даёт даже наиболее достоверный источник, «Истории Польши» Яна Длугоша. Определенно, как правило, назвают лишь количество хоругвей с каждой стороны: 51 хоругвь у крестоносцев и 91 в польско-литовском войске. Против крестоносцев на поле боя встали: 40 литовско-русских хоругвей – предки белорусов и 42 польских, 7 русских, 2 чешских хоругвей и татарская конница. Отсюда обычно делается вывод, что силы союзников значительно превосходили силы Ордена, однако так ли это? Установить, сколько человек сражалось на каждой стороне, невозможно, так как хоругви не имели определенного количественного состава. В хоругвь могло входить от 180 до 3000 человек, число же татарских конников на стороне литовцев определить вообще не представляется возможным – различные источники указывают совершенно разные цифры – от 3000 до 30 000 человек. К тому же упоминание о 51-й тевтонской хоругви основано на описании захваченных поляками и выставленных в Кракове знамен. В то же время хроники Быхавца указывают: «…знамена немецкие половину взяли в Польшу, половину в Литву». Эти знамена, захваченные литвинами, были вывешены в Виленских соборах, их описания нет, да и не факт, что удалось захватить ВСЕ орденские знамена. Отсюда сама цифра в 51 орденскую хоругвь представляется неполной.
Вдумайтесь – 91 хоругвь от разных городов, государств, народов! Эта цифра вызывает уважение и сейчас, по средневековым же меркам численность армий просто огромная. Что же смогло их объединить? Почему сражение состоялось близ Грюнвальда – на землях Тевтонского ордена? Почему победители не воспользовались своей победой для их захвата? Сегодня союз белорусов и поляков против тевтонов кажется естественным, но тогда, для него требовалась весьма веская причина. Отец Витовта – Кейстут воевал с поляками и был убит по приказу Ягайлы. А сам Витовт, именно с помощью немцев «воевал Литовскую землю» у Ягайло и его брата Скиргайло, как записано в «Летописи великих князей литовских».
Что же заставило Витовта пойти на союз с врагом, убийцей его отца, что объединило вместе столько национальностей, включая не только славянские народы, но даже татар?
Для ответа на эти вопросы необходимо вспомнить, кем были крестоносцы, воскресить исторические события предшествующие Грюнвальду. В 1119 г. рыцарь из Шампани Гуго де Пейнс, объединился с восемью единомышленниками в религиозную общину. Они возложили на себя обет бедности, безбрачия, послушания и поставили себе задачу оказывать помощь и защиту паломникам на их пути из Яффы в Иерусалим. Орден получил наименование тамплиеры. Рыцари носили белый плащ с красным крестом на спине, что в последствии и дало общее название, как рыцарским орденам так и рыцарям участвующим в крестовых походах – крестоносцы. К концу XI – началу XII веков крестоносцы создали безукоризненные в военном отношении ордена и настолько усилились, что даже начали основывать свои государства такие, как графство Эдесса, княжество Антиохия и Иерусалимское королевство. Рыцарские ордена составляли в этих государствах элитные, наиболее боеспособные войска. Эти державы брали портовые, таможенные и торговые сборы, а население платило подушную подать. Сохранились арабские описания этих государств: «Путь наш все время шел через возделанные поля и ухоженные селения. Все жители их были сплошь мусульмане, но жили с франками в мире и согласии. Да убережет нас Бог от такого искушения! В пору уборки урожая они отдают половину собранного франкам да к тому же платят подушный налог».
К концу XII века ордена крестоносцев уже хорошо укрепились и даже зачастую играли главенствующую роль в определении политики в Европе. Их устремления стали простираться в сторону славянских государств.
Около 1186 года Полоцкий князь Володша разрешил монахам-миссионерам проповедовать среди язычников литовцев проживавших в подвластных Полоцку низовьях Западной Двины. Монахам удалось не только крестить язычников, но и построить замки (например – Ригу, 1201г.) и создать военно-духовную организацию – Орден Меченосцев. Когда же в 1203 а затем в 1206 года Полоцкое княжество попыталось вернуть свои земли, рыцари их не отдали. Меченосцы пользовались поддержкой всей Западной Европы, и походы полочан окончился неудачей. Торговый путь через Западную Двину оказался в руках рыцарей. В 1204 году крестоносное войско совершило крестовый поход на Константинополь, и захватило его. Таким образом южные ворота торгового сообщения также оказались в руках рыцарей Западной Европы. Вскоре в регионе появился еще один грозный противник – Тевтонский орден.
Тевтонский орден был утвержден Папой Римским в 1199 году..
Он образовался в конце XII в. в Палестине, на территории уже пришедшего в упадок Иерусалимского королевства, и оставшись не у дел, как и другие ордены, переселился в Венгрию, куда был приглашен в 1211 г. ее королем для охраны границ от набегов кочевников. Однако венгерский король вскоре понял, какую опасность представляют крестоносцы и выдворил их из государства.
История учит тому, что она ничему не учит. Около 1224 года польский князь Конрад Мазовецкий, не учтя горький опыт полочан, пустил тевтонских рыцарей проповедовать католическую веру прусским язычникам. Тевтонцы начали строить замки, а позже – отвоевывать новые земли у поляков. В 1237 году Меченосцы объединились с Тевтонским орденом. Однако земли занимаемые орденами были разделены Жемайтией где проживали языческие племена. Жемайтские племена (предки современных литовцев) упорно сопротивлялись подчинению их земель тевтонам, которые, не останавливаясь перед жестокими расправами, огнем и мечом насаждали католицизм. Хорошо понимая опасность дальнейшего усиления крестоносцев, князья литовские стремились присоединить Жемайтию к ВКЛ уже как защитники от тевтонской агрессии.
Война была неизбежна, владения ордена преграждали Польше, Литве и Руси выход к Балтийскому морю, а Тевтонские рыцари стремились подчинить своему влиянию торговлю на Балтике, их манили богатые польские и литовские земли. В случае захвата Жемайтии перед крестоносцами открывалась дорога на Восток. Угроза была реальной – с начала 13 – го века между славянскими государствами и крестоносцами шли постоянные войны от которых больше всего страдало славянское население. Автор «Ливонской хроники» Генрих Латвийский так описал один из орденских набегов: «Мы разделили свое войско по всем дорогам, деревням и областям, и стали все сжигать и опустошать. Мужского пола всех убили, женщин и детей брали в плен, угоняли много скота и коней. И возвратилось войско с большой добычей, ведя с собой бесчисленное множество быков и овец».
Там, где не могли победить мечом, действовали экономически – в 1228 году римский папа Григорий IX издал свою буллу, в которой потребовал прекратить торговлю с русскими землями.
Непосредственно перед Грюнвальдом, в 1392 году рыцари совершили поход на Новогрудок и разрушили замок. Тогда же тевтонцы выкупили у польского князя Владислава Опольчика Добжынскую землю. Польша была не готова к войне и ограничилась протестом. Затем в 1402 году тевтонцы выкупили ещё одну область – Новую Марку и таким образом часть Польши оказалась отрезанной от основной территории королевства. Крестоносцы не собирались останавливаться на достигнутом. В 1409 году они снова напали на Польшу, боевые действия велись с переменным успехом, и даже было заключено перемирие. Однако сути дела это не меняло – решался вопрос о независимости католической Польши и уже не просто независимости, но и вере наших предков.
В вербное воскресенье, 16 марта 1410 года тевтонский орден напал на Волковыск. И хотя формально перемирие ещё действовало до 4-го июля, Польша увеличила добычу соли, а в Беловежской пуще началась большая охота на зубров и заготовка солонины. Шла спешная заготовка продовольствия для войск. Вскоре армии Витовта и Ягайлы объединились, и стали готовится к совместным боевым действиям, а 9-го июля они перешли границу Тевтонского ордена. На марше,12 июля, к Витовту и Ягайле пришло известие о вступлении Венгрии в войну на стороне Ордена, это заставляло спешить.
Возможно, ожидание крестоносцев решивших дать бой на орденской территории, было продиктовано стремлением, побудить западноевропейские страны оказать поддержку тевтонам, выставив поляков и литвинов в роли агрессора. Среди тевтонцев, кроме собственно членов ордена и их вассалов, были рыцари из Германии, Австрии, Франции и Англии, а так же наёмники из всей Европы.
Встреча с тевтонской армией произошла близ Грюнвальда, где она перекрывала несколько дорог ведущих в столицу ордена – Мальборк.
На месте будущей битвы орденские войска оказались раньше союзников и время они не теряли. Выбранная магистром ордена Ульрихом фон Юнгингеном позиция имела ряд преимуществ. С флангов позиции ордена прикрывались деревнями Танненберг и Людвигсдорф. Расположив свои войска на гребне холмов, магистр вынуждал союзников атаковать, поднимаясь в гору. При этом перед тевтонскими войсками тайно были выкопаны накрытые жердями и замаскированные дёрном так называемые «волчьи ямы», на дне которых были вбиты заточенные колья. По замыслу Ульриха фон Юнгингена наступающие войска должны были провалиться в них, а выбираться из ям пришлось бы под огнём тевтонской артиллерии.
Сражение состоялось 15 июля 1410 года. Ночью, перед сражением разразился проливной дождь. Рано утром противники построились друг против друга и… долго стояли на месте. Рыцари не хотели покидать подготовленную позицию, наши же предки, основную часть армии которых составляла конница, ждали, пока высохнет земля после ночного дождя. Топкая, поросшая густым кустарником местность, где стояли польские войска, была очень опасна для немецких рыцарей, одетых в тяжелые доспехи, и целью крестоносцев было заставить союзников наступать под огнём артиллерии через поле с «волчьими ямами». Именно в этот момент в одну из таких ям провалились расставлявшие передовые части и изучающие местность князь Иван Жэдивид и гетман Сокал. Они получили тяжелые ранения от которых впоследствии и умерли, но их смерть раскрыла тайну «волчих ям».
Многочасовое стояние на солнце в тяжелых доспехах утомило рыцарей. Не дождавшись нападения, со стороны орденских войск появились парламентёры под двумя знамёнами: бело-жёлто-чёрным тевтонским и бело-жёлтым папским. Демонстрация католических символов была призвана спровоцировать поляков. Парламентеры несли два обнаженных меча – Ягайле и Витовту. Это был рыцарский вызов, после которого бездействие означало трусость. В послании Ульриха фон Юнгингена говорилось: «Не прячьтесь по лесам и болотам, выходите на битву. Если вам мало места на поле, то мы можем отойти». Вскоре шеренги тевтонов действительно отошли от замаскированных ям назад к основным силам.
Осведомленный о «волчьих ямах», и видя явное провоцирование атаки Витовт пустил в бой первыми именно татар, и это решение определило весь ход дальнейшей битвы.
Когда артиллеристы крестоносцев заметили летящих на них татар, они оказались в замешательстве. Разрядить пушки (перезарядка орудий требовала много времени) по этой легкой кавалерии означало выдать свой план сражения и уже не иметь возможности расстреливать в упор тяжеловооруженных рыцарей Великого Княжества Литовского. В результате конница почти вплотную приблизились к тевтонцам, когда раздался запоздалый залп, нанесший лишь незначительный ущерб. Кто-то из первой линии татар провалился в ямы, но это не остановило атаку – и артиллеристы были изрублены прежде, чем успели перезарядить орудия. Тевтонская кавалерия двинулась вперед и началась сеча. Следом за легкой конницей обходя раскрытые «волчьи ямы» в бой пошли остальные хоругви, коим уже не угрожала опасность пушечных выстрелов. В ответ началось контрнаступление тяжелой кавалерии Валленрода. Вскоре в бой втянулись все литовские войска первой линии и правый фланг Ордена. Сошлись рыцари княжества Литовского и тевтоны. Если у Витовта и было численное преимущество то при столкновении «лоб в лоб» на узком участке оно ничего не давало. Сражение было страшным. Первые линии, подпираемые задними рядами, вскоре оказались разделены баррикадой из человеческих и лошадиных трупов. Летописцы писали: «…и нельзя было отличить храброго от робкого». Грохот оружия был слышан за несколько километров, от поля боя. Примерно через час татары и кавалерия Витовта стали отступать.
Летопись Длугоша говорит, что татары, а вслед за ними и литвины из-за плохого вооружения не выдержали натиска закованных в железо рыцарей, однако, скорее всего, они применили непонятый тевтонами, но стандартный для татар прием – ложное отступление. То, что во время отступления Витовт полностью сохранил командование и послал подкрепление пешим хоругвям, а татары даже смогли захватить одно из немецких знамен – подтверждение тому. Крестоносцы не оценив опасности, двинулись вперед. Здесь необходимо отметить, что рыцарская хоругвь состояла из более мелких подразделений – «копий». В копьё входили рыцарь, один или несколько оруженосцев, арбалетчики и пажи. Во время преследования рыцарские «копья» рассыпались, тевтонские арбалетчики не могли перезарядить арбалет, для татар же, стрельба из лука по догоняющему противнику была привычным делом.
Правда тевтонским рыцарям татарские стрелы не причиняли особого вреда, но этого нельзя сказать о их лошадях, пажах и оруженосцах. Тевтоны были вынуждены действовать по сценарию, навязанному им противником. Их втягивали все дальше и дальше на мокрое поле, рыцарский строй рассыпался. «Железный кулак» превращался в «растопыренные пальцы». Татарские арканы стаскивали рыцарей с коней. Одновременно тяжелая конница тевтонов столкнулась с ожесточенным сопротивлением литвинской (белорусской) пехоты. В отличии от татар, для пеших хоругвий отступление от конницы было бы равносильно смерти и они... оставшись на месте, не только сдержали удар крестоносцев, но и развернувшись вправо прикрыли фланг польской армии.
Навечно вошли в историю Смоленская, Оршанская, Мстиславская Виленская, Трокская, Городенская и Жамойцкая хоругви. Почти полностью изрубленную, но не отошедшую, Оршанскую хоругвь прикрыла Мстиславская. Ян Длугош так описывает этот момент сражения: «рыцари Смоленской земли (Смоленская, Оршанская, Мстиславская хоругви) упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу. Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены, и знамя их было втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями».
Мало того, при продвижении крестоносцев вперед, белорусские хоругви начали охватывать их с правого фланга. Эта стойкость решила судьбу рыцарей Валленрода. Часть крестоносцев завязла, сражаясь с пешими хоругвями, часть пыталась догнать ускользавшую литвинскую кавалерию, часть рассыпалась по полю и начала грабить стоящий за войсками обоз. Все это позволило войскам Витовта перегруппироваться и начать окружение наступающего противника. Теперь уже хоругви Валленрода оказались в тяжелом положении. Хуже всего пришлось тем рыцарям, которые рассыпались грабить обоз – им пришлось столкнуться с крестьянами, которые больше всего настрадались от набегов ордена.
Литвины уже давно бились с крестоносцами Валленрода, а над польскими позициями все еще стояла тишина. В «Хрониках Быховца» даже записано, что Витовт укорял Ягайло за бездействие: «… братья мои чуть не все убитые лежат, а твои люди никак не помогают!». Поняв, что «волчьи ямы» уже перестали быть секретом, и наступать на них поляки не станут, Ульрих фон Юнгинген дал приказ своему правому флангу атаковать войска Ягайлы. Поляки двинулись навстречу. Началась битва, тяжеловооруженной кавалерии «лоб в лоб».
И здесь тоже войска вскоре оказались разделены грудой павших лошадей и людей, через которую «прорубиться» было очень тяжело. Шла беспощадная сеча, в которой ни одна сторона не имела преимущества. Ян Длугош писал: «Когда же ряды сошлись… было даже невозможно ни переменить места, ни продвинуться на шаг, пока победитель, сбросив с коня или убив противника, не занимал место побежденного. Наконец, когда копья были переломаны, ряды той и другой стороны и доспехи с доспехами настолько сомкнулись, что издавали под ударами мечей и секир, насаженных на древки, страшный грохот, какой производят молоты о наковальни, и люди бились, давимые конями...». В этот момент Ягайло со своего левого фланга отправил отряд в тыл Ордена.
В такой ситуации единое командование всеми войсками было уже невозможно. Увидев, что его войска увязли в битве, и с правой стороны окружается противником, а хоругви маршала Валленрода преследуя литвинов скрылись из вида, Ульрих фон Юнгинген бросил в сражение резерв. Обогнув место начального построения войск Витовта, тевтоны развернулись и ударили по армии Ягайлы с тыла.
Вокруг польской армии стали сжиматься стальные клещи, что вынудило поляков тоже задействовать свой резерв. Но тяжелее всего пришлось окруженным с трех сторон пешим белорусским хоругвям. Ян Длугош отмечает их героизм – несмотря на громадные потери, они не отступили и даже отразили удар пытавшихся пробиться из окружения хоругвий Валленрода.
В это же время командир чешского отряда – будущий предводитель гуситов Ян Жижка был ранен в голову и потерял глаза. Среди чехов началась паника. Немцы даже прорвались к Ягайло и главному польскому знамени. Убитый польский знаменосец выронил большой королевский штандарт с белым орлом. Флаг тут же был подхвачен, но тевтоны восприняли это как божий знак и усилили натиск. Наступил критический момент битвы.
Польскую армию спасли хоругви Витовта, ударившие в тыл тевтонскому резерву. Большие потери литвинов объясняются тем, что они участвовали в двух битвах – на своем и на польском фронте. Битва стала напоминать многослойный пирог. Поляки полукругом обложили хоругви Лихтенштейна, с тыла поляков атаковал резерв тевтонов, а их самих окружали литвины. Далее кавалерия Витовта добивала остатки хоругвий Валленрода. Крестоносцы попали в два огромных котла. Стали бросать оружие наемники, но хоругви тевтонского резерва, окруженные Витовтом, сдаваться его православным воинам и язычникам не стали. Понимая безвыходность ситуации, тевтонские рыцари дрались «рыча, словно звери». Они бились до конца и были полностью уничтожены.
Остатки тевтонской армии попытались укрыться в обозе, стоявшем на окраине деревни Грюнвальд. Там собрались вырвавшиеся из окружения крестоносцы, а также хозяйственные и вспомогательные подразделения, не участвовавшие в битве. У них имелись и пушки. На приступ обоза была брошена польская пехота, которая состояла из крестьян, натерпевшихся от тевтонских набегов. Да и выкуп за пленных рыцарей они брать не могли. Поэтому пленных почти не было.
В захваченном тевтонском обозе было найдено большое количество заготовленных факелов, кандалов и веревок. По-видимому, тевтоны рассчитывали и ночью преследовать противника. Для победного пиршества они заготовили много бочек с вином. Чтобы избежать пьянства, Ягайло приказал разбить бочки. На полях возле Грюнвальда вино смешалось с кровью. Всю ночь шла погоня и уничтожение разрозненных тевтонских отрядов.
На следующий день после битвы, были найдены тела великого магистра и главных тевтонских сановников и рыцарей. Разгром ордена был полным. Более трети армии крестоносцев полегло в сражении, было убито практически всё руководство Тевтонского Ордена, основная часть оставшихся в живых рыцарей попало в плен. Знаменитый историк Коялович, основываясь на ливонских летописях, указывает: «Одних убитых немцев считали до 40 т., да в плен взяли их до 15 т.». Краковский каноник Длугош, пишет, что орденская армия потеряла тогда 50 000 человек убитыми и 40 000 пленными.
По обычаям того времени союзники «стояли на костях» три дня (чтобы оставить за собой победу), после чего начали движение к оплоту тевтонского ордена – замку Мариенбургу. Однако на этот раз орден крестоносцев окончательно уничтожен не был. Замок был осажден, но по прошествии нескольких недель осада была снята.
Возможно, причина заключалось в том, что крестоносцы были уже не опасны, и снова стали всплывать противоречия между Витовтом и Ягайлой. Литвины отвели свои войска из-за угрозы восточным рубежам княжества, а польские ополченцы спешили вернуться домой к уборке урожая. В итоге 1 февраля 1411г. был подписан Торуньский мир, который имел относительно мягкие для Тевтонского Ордена условия: тот терял Жемайтию и Добжиньскую землю, выплачивал большую контрибуцию.
После Грюнвальда Тевтонский Орден так и не смог оправиться: фактическое уничтожение армии, выплата контрибуции и выкупа за пленных рыцарей подорвали могущество тевтонцев – ряд ганзейских городов отказался от союза с ними, приток наемников и рыцарей из Центральной Европы сократился. В результате дальнейшее существование ордена напоминало длительную агонию, исходившая от него угроза славянским государствам была ликвидирована, а в 1466 г. Тевтонский орден признал себя вассалом Польши.