Правила поведения.Дискуссии по книге М.Л. Хазина о сущности Власти

Электронная версия: Вердыш А.В.

Некоторые ответы Михаила Хазина читателям

29.08.2018

Поскольку эта серия народу понравилась, будем продолжать! И в качестве пролога и темы для этого текста я возьму замечание к одному из текстов предыдущих. И хотя этот вопрос уже разбирался в «Лестнице в небо», видимо, окончательного его понимания у читателей пока нет.

«Михаил Леонидович, объясните, пожалуйста, одну непонятную, для меня вещь. По вашей концепции арены со львами, во власти находятся и за нее конкурируют группировки львов, которые руководствуются своими личными интересами и интересами своего прайда, то есть эта система заведомо эгоистов, для которых страна, земля, народ есть ресурс для потребления и борьбы.

Получается, что двери открываются для таких же эгоистов, которые будут игнорировать интересы большинства в угоду своим. Что же делать людям порядочным, для которых честь, совесть, доброе имя не термины вчерашнего дня, людям, которые хотят служить обществу по морально-нравственным соображениям, религиозным?

Получается, что им нет места во власти, так как она всегда будет иметь меньший ресурс, чем львы, которые гребут под себя.

Как тогда объяснить феномен большевиков сталинского призыва, Путина в конце концов?

Быть может, я наивный идеалист, но я мечтаю быть во власти для того, чтобы наводить порядок в собственном государстве, в котором родился, и я готов быть вассалом, но вассалом, условно говоря, такого человека, как Сталин, который пытался выстроить относительно справедливую систему в интересах большинства.

Как найти такого человека власти, возможно ли это в принципе, или максимум что можно – это стать вассалом "патриотичного капиталиста", который будет биться за место под солнцем эксплуатируя Россию и людей?

Условно говоря, куда податься молодому Лаврентию Берии?»

Тут, конечно, вопросов много, но в реальности они сводятся к одному-единственному: а какое, собственно, дело члену властной группировки до страны и народа?

Для правильного ответа на это вопрос нужно учесть несколько важных обстоятельств. Но начнем мы с простейшей хотя и далекой аналогии, а именно, пресловутой «невидимой руки рынка».

Там ситуация аналогичная: имеет место большое количество пауков в банке, которые друг друга подставляют, грабят, обижают, а экономика тем не менее вполне себе растет. Так почему не может процветать страна, в которой властные группировки борются за власть?

Это только аналогия. А вот причин, почему (иногда, но не всегда) страны и народы все-таки существуют, как минимум две.

Первая состоит в том, что властные группировки существуют в рамках некоторых корпоративных, государственных или проектных (в смысле, например, глобальных проектов) границ. Они, конечно, могут просто попытаться продать свои ресурсы «дяде», но в этом случае сами-то они кто тогда?

Это простые обыватели могут наивно полагать, что можно украсть денег и с ними уехать в другую страну счастливо жить. Я, например, году в 90-м немного даже позавидовал знакомому, который в результате некой комсомольско-внешнеторговой операции хапнул 2-3 миллиона у.е., уехал на Кипр, купил себе виллу, а остальное положил в банк и стал жить на проценты. А любой, даже самый молодой представитель Власти точно знает, что там, куда он уехал, есть свои властные группировки, которые не любят, когда появляются люди, у которых сильно больше денег, чем у их членов.

То есть, если вы, к примеру, уедете в какую-нибудь итальянскую деревушку и у вас будет больше 100-200 000 евро, то вам довольно быстро дадут по рукам. Чтобы не выпендривались. А если вы уедете в Гонконг, то критическая сумма поднимается уже как минимум на порядок, но и здесь, в случае ее превышения, вам все равно рано или поздно придется столкнуться с вопросом: а ты, собственно, чьих будешь и на каком праве всем этим тут владеешь? И если достойного ответа не последует (то есть, если вы не предъявите властную группировку, которая готова нести за вас ответ), то довольно быстро ваше состояние опустится до размеров, ниже критических. Ничего личного, только Власть.

Отметим, кстати, что многие русские богатые купцы между двумя русскими революциями 1917 года уехали на Запад с капиталами! Ни один из них не смог их сохранить более чем 10-15 лет. Никто из них не смог выстроить свои собственные империи там. По очень простой причине – они были чужие.

Примеры Сикорского или, скажем, Рахманинова не приводить. Во-первых, потому что они были гениями (которым закон не писан), во-вторых, они не создали промышленные империи. Лично богатыми они стали, системно богатыми – нет.

Но, может быть, тогда можно встроиться в чужие властные группировки?

Но и это очень сложно, хотя бы потому, что все ваши рефлексы, культурно-повседневные рефлексы, они другие. Например, для безусловного вхождения в элиту США лучше говорить не на американском диалекте английского языка, а на английском классическом. Нужно понимать целую кучу нюансов, которые, что называется, впитаны с молоком матери (впрочем, эту темы мы тоже подробно разбирали в «Лестнице…»).

В общем, ответ такой: это почти невозможно. Почти – потому что во Власти, как и во всех других областях деятельности, есть гении. Но описывать их кейсы я не буду, поскольку повторить их подавляющее большинство не сможет никогда. И я в том числе.

Итак, любой человек Власти, даже начинающий, точно знает, что его властная группировка может существовать только в той среде, в которой она возникла! Нет других вариантов, не бывает! А значит, он должен эту среду (например, страну, если он рвется в политическую элиту) холить и лелеять.

При этом, правда, возникает вопрос, а почему тогда наши либерасты разрушали страну?

Ответ очень прост: а они никогда и не были людьми власти. Людьми власти были отдельные члены Политбюро (вроде Шеварнадзе или Яковлева), но они были куплены. Кем, как и почему – тема отдельная, но они потому и не лезли в верхушку новой власти, что точно знали, что могут стать жертвами. Обеспечили детишек-внучков (их-то на Западе никто не спрашивает, «чьих вы будете?»), и слава Богу!

А основная масса либерастов вообще не понимала, как устроена власть. Они просто слушали западных наставников, которые им обещали невиданные карьерные лифты, и хотели воровать. Причем масштабы были на первом этапе крайне мелкие, типа квартирку-дачку (говорят, первым подарком Березовского Тане Дьяченко была машина «Жигули»). Только к середине 90-х до них дошел реальный потенциал и масштаб возможного.

Кстати, в этом смысле очень интересный момент – поведение отдельных людей, которые получили место в западной иерархии, независимо от событий 90-х. Классический пример – Каспаров.

Он был принят на Западе еще до распада СССР как либерал и демократ, а статус чемпиона мира по шахматам давал ему дополнительные привилегии. И он осознал, что вошел в западную властную иерархию, ну, условно, младшим офицером, грубо говоря, старшим лейтенантом. И поскольку в его понимании Россия вошла в западный мир полуколонией (он же жил тогда на Западе и ситуацию изучал с точки зрения западных источников), то любой колониальный офицер, по определению, должен был иметь статус выше, чем любой туземный генерал. 

И он, приезжая в Россию, начинал направо и налево раздавать свои "мудрые советы", искренне полагая, что все обязаны к ним прислушиваться. Выглядело это для российского человека несколько дико.

К слову, именно так будут относиться любые люди Власти на Западе к любому нашему человеку, с любыми деньгами, который приехал туда на ПМЖ. Ему будут объяснять, куда, как и что он должен вложить, кого взять в партнеры и как "правильно" управлять своим капиталом. 

И любой отказ от таких советов будет классифицироваться как неимоверное хамство и наглость, за которые просто обязательно нужно дать по рукам. Ну вот представьте себе, что ваш ребенок, лет 12-ти, вдруг получит колоссальное наследство от какого-нибудь дедушки. Или какая-нибудь двоюродная тетушка просто даст такому ребенку много наличности. Много вы ему дадите прав в управлении этими деньгами?

И перелом в самосознании нашей страны произошел на границе 2000-х как раз потому, что те, кто пришел во Власть в 90-е, не понимая тогда вообще ничего, к этому времени много стали осознавать. И поняли, что нужно максимально обосабливаться от внешнего давления, иначе можно потерять всё. В смысле, совсем всё.

А уж те, кто честно строил свою властную карьеру, это отлично понимают с самого начала и поэтому свою кормушку обычно оберегают. Кстати, тут возникает вопрос: а Набиуллина, Силуанов, Кудрин, Чубайс, наконец, что, ничего не понимают? Они-то зачем рушат нашу экономику?

И тут ответ весьма банален: их способности очень ограничены, в норме Набиуллина вряд ли поднялась бы выше старшего научного сотрудника, а Чубайс – завлаба. Кудрин так и до главного бухгалтера в серьезном предприятии бы не добрался. 

И поэтому для них самое главное – это место в западной либеральной иерархии. Не во властной, конечно (кто же их пустит в Западную Власть!), они как раз представляют колониальную администрацию. Пока представляют. Ну и воруют, разумеется, поскольку точно знают, что значительную часть увезенного на Запад им разрешат оставить себе. За заслуги.

Хотя и тут есть проблемы, поскольку заслуги у них перед «Западным» глобальным проектом, а не Капиталистическим или Иудейским. Так что и тут можно проиграть. Впрочем, это тема другого разговора.

Теперь перейдем ко второй причине, по которой властные группировки вынуждены учитывать интересы страны и народа (корпорации и ее сотрудников/партнеров и так далее). 

Дело в том, что властные игры всегда остро-конкурентные. И очень часто далеко не самый важный на первый взгляд ресурс может сыграть принципиально важную роль. Поддержка населения или явно выраженная патриотическая позиция для властной группировки может оказаться как раз таким ресурсом. Более того, иногда это становится чуть ли не самым главным ресурсом, точнее, отказ от соответствующей позиции гарантирует глобальное поражение в политической игре. Не говоря уже о том, что верхние элиты практически всегда участвуют в публичной политической борьбе и факт их отказа от патриотической линии немедленно становится общеизвестным.

В результате властные группировки просто заставляют друг друга думать об интересах народа и страны, а их верхние части, представители элиты, еще и согласовывают в рамках договорных процедур (опять-таки, тут читайте «Лестницу в небо») некоторые обязательные условия.

Типичный пример, что называется, на злобу дня, это пресловутое «письмо Белоусова». Я уже писал о том, что это письмо, скорее всего, первая ласточки в процессе отказа от «приватизационной логики» в рамках перехода к национализации природной ренты, то есть отказу от одной из главных уступок Западу в части интересов нашей страны. Пока приватизационные по происхождению российские элиты протестуют, но уже очевидно, что процесс пошел (кто там меня спрашивал про «левый поворот»?) и, скорее всего, общий консенсус по национализации природной ренты будет вскоре достигнут.

Сочетание двух описанных факторов и делает возможным сохранение устойчивости государства и реализации некоторых (не всех, конечно) интересов народа даже в условиях господства властных группировок, со всеми их внутренними правилами. 

Разумеется, не всегда и не везде. например, на Украине национальная элита так и не сложилась, как и, скажем, в Грузии. А вот в Казахстане и Азербайджане этот процесс вполне себе получился. Кстати, тут есть повод для некоторых спекуляций: не значительная ли часть тюркской традиции, которая сложилась в Москве средних веков, и позволила такую задачу решить? Поскольку у чисто славянских социумов выстроить устойчивое государство получалось не очень. Тема эта очень интересная и богатая, но ее мы уж точно отложим на потом. А мой ответ на заданный в начале текста вопрос на этом заканчивается.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЛИЦЕМЕРИЕ

02.09.2018

Есть один достаточно важный вопрос, который не был, затронут ни в предыдущих статьях этой серии, ни в книжке «Лестница в небо». Это вопрос восприятия «человека Власти» со стороны рядового обывателя и наоборот. И обсуждение предыдущей статьи этой серии показало, какой колоссальный смысловой разрыв между двумя этими группами. Хотя, казалось бы, так сразу не скажешь.

Для начала я приведу два примера, которые приводил много раз.

• Первый – это врач-хирург

С точки зрения абстрактного гуманизма, которого обычно придерживается обыватель (и его более совершенная форма – интеллигент), любой хирург – это людоед. Просто потому, что он, начиная операцию, никогда не знает, выйдет ли пациент из нее живым. Даже если удаление зуба под местным наркозом (случаи неожиданных аллергий или шоков пусть редко, но случаются). И у каждого хирурга есть свое маленькое кладбище…

• Еще один пример – офицер.

Если командир батальона для прикрытия отхода основных сил оставляет один взвод (или даже роту) на верную смерть – то он, безусловно, ярко выраженный палач или убийца. Тут даже вопросов нет. И совершенно непонятно, как именно представители этих профессий (и многих других) вообще смеют ходить по улицам и смотреть людям в глаза.

Нет, конечно, если сам рядовой обыватель заболеет или будет нуждаться в срочной эвакуации, он этим людям будет в глаза смотреть и заискивать, но это только если прижмет. А если нет? И вот тут возникает вопрос: А при чем здесь человек Власти? А очень просто. 

Приведенные выше примеры – это примеры ответственности! Врач и офицер, в меру своего понимания, приняли на себя ответственность за то, чтобы минимизировать количество жертв (врач – уменьшить вероятность смерти или ослабить мучения). При этом автоматически, они приняли на себя ответственность за смерть (гибель) определенного количества людей. И будут эту ответственность нести всю свою жизнь.

Кто-то скажет, ну какое это имеет отношение к председателю Комитета по культуре в, простите за неприличное слово Государственно Думе? Да еще члену фракции, прочтите за уже практически ненормативную лексику, «Единой России»? А очень просто. Сформировалась некоторая практика славословия главе государства. Уже не в первый раз в нашей стране, слава Богу, в гимне не написано «Боже, Путина храни…», но все остальное, в общем, достаточно типично. И если демонстративно отказываться от такого подхода, то достаточно сложно сохранить более или менее серьезное место в государственной иерархии.

А теперь посмотрим на Ямпольскую. Она – консерватор. Она видит, что двигается к нам с Запада. Она не хочет, чтобы вместо сказок про Ивана-Царевича и Марью-искусницу детям рассказывали про приключение какашек и смену пола в 8 лет. Ну и про гей-парады тоже не хочет. Значит, этому нужно противостоять. 

И как это делать? Ругать Путина? Тогда ее снимут и назначать какого-нибудь представителя сексуальных меньшинств, который начнет выделять гранты на детские фильмы, в которых проставляются дети, которые донесли на своих родителей, с целью максимального внедрения ювенальной юстиции.

Нет, граждане интеллигенты, вы всерьез хотите, чтобы ювенальная юстиция отбирала у вас ваших детей или у детей – внуков? Например за то, что вы их заставляете книжки читать, вместо того, чтобы безграмотно мычать в социальных сетях? А вы понимаете, что Ямпольская как раз борется за то, чтобы дети книжки читали, а не тупо пялились в экраны смартфонов?

Славословить власть – это оборотная сторона нахождения на государственной должности. Кто-то может сказать, что это омерзительно. Но давайте посмотрим на современные американские университеты. Что там будет с человеком, который всего лишь выскажет своем мнение по поводу того, что гей-культура – это не совсем правильно? Я вот, например, ничего не имею против гомосексуалистов, но только при одном условии – что у них это качество является естественным, что они специально его не культивировали для того, чтобы делать карьеру, что они не совращают детей, да и вообще, не выставляют его напоказ. Но сказать такое сегодня в США вслух – это значит получить очень серьезные неприятности.

Вопрос: почему такие рьяные защитники права и обязанности человека говорить только то, что он считает правильным (и на этом основании ругающих Ямпольскую за лицемерие), ничего не говорят про американские университеты? 

Может быть они сами лицемеры? А я могу сказать. Дело в том, что они категорически отказываются признавать правду: что и в том, и в другом случае, речь идет о желании продолжать (или не потерять возможности начать) карьеру человека Власти. Но при этом Ямпольской это лыко ставится в строку, а вот американским студентам и преподавателям, почему-то, нет! Господа, а вот это и есть откровенное лицемерие!

И не нужно мне объяснять, что Ямпольская «у нас», а американские студенты «у них». Дело в том, что те мои знакомые, которые уехали туда, мгновенно приняли те правила и перестали говорить то, что там говорить не принято. Более того, они стали сами себя уговаривать, что это говорить не стоит и не надо. То есть делать ровно то, за что они ругали своих же родственников и товарищей, которые решили делать карьеру и начали соблюдать правила здесь. Более того, те интеллигенты здесь все время нам ставят в пример западное общество, как более демократическое и либеральное! Почему?

А все очень просто. Потому что в реальности, значительная часть обывателей (и практически все интеллигенты) занимаются самообманом! 

Они категорически отказываются брать на себя ответственность (иногда из страха, иногда по причине личной слабости и так далее), но при этом лицемерно не хотят в этом себе признаваться! 

То есть в реальности, их критика (в том числе Ямпольской за ее интервью), это на самом деле компенсация отказа от принятия на себя ответственности и, как следствие, невозможности сделать карьеру во Власти, даже на самом начальном уровне!

Здесь возникает колоссальный пласт ассоциаций, который я поднимать не буду. И потому, что неспециалист, и потому, что это уведет дискуссию далеко в сторону. Упомяну только о том, какой пласт поднял Фрейд по теме проблем девочек в связи с осознанием отсутствия у них пениса! Желающие могут эту тему обсудить, я с интересом почитаю. 

Но очень важное обстоятельство, которое теперь могу четко сформулировать: с точки зрения обывателя, люди Власти являются носителем качества (осознанного понимания ответственности), которое они видят и чувствуют, но отказываются признавать его существование! И по этой причине фиксируют его как набор отрицательных качеств, которые они сами признавать не хотят, более того, с которыми они в себе борются. Или не борются, но публично демонстрируют такую борьбу.

Приведу еще один пример: взаимодействие мальчиков и девочек в 10-11 лет. Девочки уже взрослеют и разговоры и ощущения у них уже достаточно серьезные, взрослым понятные. А мальчики играют еще в детские игры. При этом это не имеет никакого отношения ни к уму, ни к знаниям: просто у девочек уже появился некоторый пласт понимания жизни, который дополнительный ко всему остальному, но который принципиально меняет их поведение. А у мальчиков еще нет. 

И с точки зрения человека Власти, обыватели как раз – это мальчики, которые еще просто не вышли из детского возраста. И, возможно, никогда и не выйдут.

Тут сложно дать точные коннотации, просто я, как бывший учитель, много видел как взрослеют вчерашние дети. Но вот приведенная в предыдущем абзаце ассоциация, скорее всего, наиболее точная: если у человека появляется некий дополнительный пласт понимания жизни, связанный с ответственностью, он может стать человеком Власти (кстати, не обязательно, хотя жизнь заставляет, поскольку во Власти всегда не хватает толковых людей), а если нет – ничего не получится, как ты его не пинай!

Кстати, важное замечание: то, что данный субъект стал человеком Власти вовсе никак не связано с его чисто человеческими качествами (как и то, что девочка – это девочка, ничего не говорит о ее будущем женском поведении, она может остаться старой девой, может стать примерной матерью, а может – откровенной шлюхой). 

Он может быть героем, конструктивным и креативным организатором, а может, вором и негодяям. Просто сферой его проявления в случае, если он понимает, что такое ответственность, может быть Власть. А если не понимает, то во Власти его не будет. Точнее, удержать его там можно будет только внешними усилиями. Даже если он сын олигарха или императора.

И люди Власти видят друг друга мгновенно. При встрече они долго принюхиваются (а вдруг они члены враждебных властных группировок), но, тем не менее, видят друг друга мгновенно. У меня несколько раз в жизни была такая история, когда меня знакомили с людьми, про которых ходили слухи, что они «где-то там» бывали. 

И те мои знакомые, которые организовывали такие встречи, потом откровенно не понимали, почему я мгновенно определял, соответствуют такие слухи реальности или нет. А просто потому, что уровень ответственности человека видно сразу (если ты сам понимаешь, что это такое). Ну, это как женщина мгновенно видит, нравится она мужчине или нет. Что делать с этим дальше – это отдельный вопрос, но сам факт очевиден.

И теперь можно резюмировать сказанное. Человек Власти другого человека Власти видит сразу (как и его общий уровень), по масштабу ответственности, которую тот понимает и выдает в своих словах и понимании поступков. Аналогично, человек Власти сразу видит обывателя (как заядлый автомобилист сразу понимает, что перед ним человек, который никогда за руль не садился), как человека принципиально безответственного (а обыватель, а особенно, интеллигент, этим часто еще и кичится). 

Ну а интеллигент человеку Власти завидует, его не любит и часто по его поводу раздражается. Что мы хорошо видим по комментариям к интервью Ямпольской. И причина этого, как мы уже выше разобрались, не в поведении человека Власти, а во внутренних комплексах интеллигента. Ну а обыватель… А он как мальчик десяти лет: он просто не понимает, о чем там говорят его ровесницы…


>