Русский монстр

Танк Лебеденко

Танк Лебеденко (также известен как Царь-танк, Летучая мышь, Нетопырь, Мастодонт или Мамонт) – боевая машина, которая была разработана российским конструктором Николаем Лебеденко в 1914-1915 годах.

Общая характеристика

Фактически танк Лебеденко, фото которого выглядит очень необычно, не является танком в привычном понимании этого слова. Скорее это колесная боевая машина. В ее разработке, кроме Николая Лебеденко, приняли участие Н. Жуковский и два его племянника - А. Микулин и Б. Стечкин. По результатам испытаний, проведенных в 1915 году, танк был признан непригодным к использованию в реальном бою. В итоге проект закрыли. Позже построенный экземпляр был разобран на металлолом. Несмотря на полный провал танка Лебеденко, он вошел в историю как чрезвычайно смелый и незаурядный проект. Именно благодаря оригинальности этой боевой машины о ней помнят по сей день.

Идея

Согласно воспоминаниям Николая Лебеденко, на создание столь необычной конструкции его натолкнули повозки-арбы, которые использовались в Средней Азии и благодаря огромным колесам без проблем преодолевали бездорожье. Таким образом, от привычных танков, в которых для передвижения используются гусеничные ленты, царь-танк отличался в первую очередь наличием колес. По конструкции он напоминал орудийный лафет, сильно увеличенный в размерах.

Танк Лебеденко: фото

Конструкция

Пара огромных передних спицевых колес танка Лебеденко, фото которого поражает масштабом конструкции, имела диаметр около 9 метров. Диаметр заднего катка был значительно меньше – около 1,5 метра. Верхняя пулеметная рубка была неподвижной и находилась на высоте около 8 метров. Ширина Т-образного коробчатого корпуса составляла 12 метров. На его крайних точках, выступающих за плоскости колес, были установлены спонсоны с пулеметами. Кроме того, предполагалась возможность установки пушек. Под днищем корпуса планировалось установить дополнительную пулеметную башню. Проектная скорость движения машины составила 17 км/ч.

Признание

Удивительно, но при всей сложности, необычности и огромных габаритах машины конструктор Лебеденко сумел убедить высшие инстанции в ее пригодности к использованию в условиях реального боя. Танк был одобрен в ряде государственных органов, однако главную оценку он получил 8 января 1915 года во время аудиенции у Николая Второго. Конструктор подарил императору уменьшенную заводную модель своего танка, выполненную из дерева, с двигателем, в основе которого лежала граммофонная пружина. Согласно воспоминаниям придворных, император вместе с инженером «подобно малым детям ползали по полу, гоняя игрушку по всей комнате». Деревянный танк резво ездил по ковру и без проблем преодолевал стопки из нескольких толстых книг. В результате впечатленный машиной император приказал начать финансирование проекта. На создание танка Лебеденко было выделено 210 тысяч рублей.

Реализация проекта

Конструкторское бюро, разрабатывающее Царь-танк Лебеденко, работало в Москве, на улице Садово-Кудринской. Детали конструкции производились на заводе, расположенном в Хамовниках. Работы под патронажем самого императора продвигались быстро. Вскоре машина была готова в металле. С конца весны 1915 года ее скрытно начали собирать в лесу около станции Орудьево, на севере Дмитрова.

Испытания

27 августа 1915 года танк был полностью готов и прошел свои первые испытания. Благодаря применению громадных колес устройство обладало повышенной проходимостью – оно ломало березы на своем пути подобно спичкам. Однако задний каток из-за малых габаритов и неправильного распределения массы машины практически сразу увяз в мягкой земле. Большие колеса, даже несмотря на применение очень мощной для тех времен двигательной установки, не могли вытащить его. Кстати говоря, на танке Лебеденко разработки 1914-1915 гг. стояли два трофейных мотора компании «Майбах». Каждый из них развивал мощность в 240 лошадиных сил, что значительно превосходило мощность силовых установок российских танков того времени. Эти двигатели были сняты с подбитого вражеского дирижабля.

В результате далеко не самых удачных испытаний уже в сентябре 1915 года проект закрыли. Официальной тому причиной стало отрицательное заключение Высокой комиссии. Несмотря на закрытие проекта, Стечкин и Микулин продолжили его развивать и попытались создать новый мотор для танка. Впрочем, их старания ни к чему не привели, равно как и попытки сдвинуть увязший в земле танк с места и вывести его с района испытаний.

До 1917 года танк Лебеденко стоял на месте испытаний под охраной, пока из-за начавшихся политических проблем о нем не забыли. Еще семь лет огромная боевая машина ржавела в лесу. В 1923 году ее разобрали на металлолом.

Оценка проекта

В целом судьба танка Лебеденко разработки 1914-1915 годов схожа с судьбами едва ли не всех опытных образцов, которые разрабатывались в те времена. Из-за отсутствия как устоявшихся канонов в проектировании такого рода машин, так и какой-либо их концепции, все они заканчивали свое существование весьма прозаично. Отчасти этим можно объяснить парадоксальную ситуацию, когда очень амбициозный и перспективный проект получает одобрение в высоких инстанциях, но по факту остается лишь грудой металла.

Уже на первом испытании была выявлена невероятная уязвимость танка – обычный залп шрапнели, направленный в спицы колес, выводил машину из строя. При этом из-за колоссальных размеров танка и малой скорости его движения он был отличной мишенью. Габариты машины предопределили ее невысокую проходимость. Скрытая переброска танков к линии фронта была маловероятна.

Психологическое оружие

Использовать танк Лебеденко, будь он построен серийно, можно было разве что как психологическое оружие. Однозначно, подавляющее большинство солдат тех времен могло увидеть подобную машину разве что в страшном сне. Военная история показывает, что списывать со счетов подобные механизмы запугивания однозначно не стоит. Во времена ВОВ, к примеру, советские солдаты весьма успешно вынуждали противника отступать, «одев» простые трактора в деревянные каркасы, по форме напоминающие танки. Впрочем, серийное производство такого рода машин в те времена само по себе было маловероятно. Главной тому причиной был дефицит мощных моторов. Да и вряд ли страна осилила бы такое производство.

Результат проекта

Окончательный «разгром» проекта был связан с тем, что создание и постройка танка Лебеденко практически никак не повлияли на отечественное (и уж тем более мировое) танкостроение. Боевая машина стала еще одной тупиковой попыткой в развитии отрасли, которая на тот момент пробивалась в мир главным образом через пробы и ошибки.

Единственным положительным результатом от данного проекта стал опыт, который приобрели молодые конструкторы Микулин и Стечкин. Когда было выяснено, что мощности силовой установки танка недостаточно, они разработали новый мотор, получивший название АМБС-1. В этом двигателе были реализованы передовые для того времени решения, к примеру, непосредственный впрыск горючего в цилиндры. Оба конструктора позже стали выдающими специалистами в области авиационных силовых установок и членами АН СССР.

Танк Николая Лебеденко

Интересные факты

С незаурядной машиной связано множество интересных фактов. Вот лишь главные из них:

  1. Кроме прочих прозвищ, танк Николая Лебеденко называли «Летучей мышью» или «Нетопырем». Дело в том, что при переноске за заднее колесо машина действительно напоминала по форме летучую мышь, которая спит вниз головой на ветви дерева или стене пещеры.
  2. Деревянную модель, которую конструктор Лебеденко изготовил для демонстрации своих наработок императору, Николай Второй оставил себе. Дальнейшая судьба модели неизвестна.
  3. Есть легенда о заговоре, главным звеном которого стал Царь-танк. Согласно ей, заведомо провальная идея машины усиленно лоббировалась высокопоставленными особами, действующими в интересах Англии и служащими в Генеральном штабе России. В соответствии с данной версией, эти же чины поставили крест на проекте «вездехода Пороховщикова», чертежи которого попали впоследствии к великобританским инженерам и легли в основу первых английских танков. Внешняя схожесть того самого «вездехода» c танками серии Mk I говорит в пользу последней гипотезы. Тем не менее документальных подтверждений эти суждения не имеют, к тому же гусеничный движитель английских машин сильно отличается от аналогичного элемента несостоявшейся русской машины.
  4. Лес, в котором проходил испытания, а затем попросту ржавел Царь-танк, среди местных жителей получил название «лес Танка».
  5. История разработки танка Лебеденко, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, была описана в художественно-историческом романе «Талант (Жизнь Бережкова)», снятом в 1956 году Александром Беком. Картина рассказывает о жизни и деятельности А. А. Микулина, который в ней представлен под псевдонимом Алексей Бережков.

Основные тактико-технические параметры танка Лебеденко разработки 1914-1915 гг:

  1. Экипаж – 15 человек.
  2. Количество произведенных экземпляров – 1.
  3. Масса – 60 т (в проекте планировалось на 20 т меньше).
  4. Длина – 17,8 м.
  5. Ширина – 12 м.
  6. Высота – 9 м.
  7. Тип брони – стальная катанная;
  8. Толщина брони: лоб, борт и корма корпуса – 10 мм/град (планировалось 7); днище, борт башни и крыша корпуса – 8 мм/град (планировалось 5).
  9. Тип пушки – капонирная.
  10. Калибр пушки – 76,2 мм.
  11. Боекомплект пушки – 60 снарядов.
  12. Прицелы – оптические.
  13. Модель пулемета – «Максим».
  14. Калибр пулемета – 7,92 мм.
  15. Боекомплект пулемета – до 10 тысяч снарядов.
  16. Тип мотора – авиационный карбюраторный высокобортный, марки «Майбах».
  17. Количество моторов в силовой установке – 2 шт.
  18. Мощность мотора – 240 л.с. при крутящем моменте 2500 об/мин;
  19. Скорость машины на шоссе – 17 км/ч.
  20. Скорость на пересеченной местности – 10 км/ч.
  21. Запас хода на шоссе – около 60 км.
  22. Запас хода на пересеченной местности – около 40 км.
  23. Тип подвески – жесткая.
  24. Колесная формула – 3*2.
  25. Удельная мощность танка – 8,3 л. с./т (по проекту – 12,5).

Осенью 1917 года Николай Лебеденко уехал в Америку. Дальнейшая судьба его неизвестна.


Танк Пороховщикова

Первый танк в мире был создан А. А. Пороховщиковым. Он был русским конструктором и летчиком.

Вездеход Пороховщикова А.А.

Идея создать такую машину возникла у него, когда он увидел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. Конструктор задумался о том, что штурмовать окопы врага лучше доверить боевой машине, которая будет снабжена пулеметом. К созданию такой боевой машины приступили в феврале 1915 года. Самый первый танк в мире получил название «Вездеход». Конструкция «Вездехода» имела все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах.

Схема танка Пороховщикова

В длину «Вездеход» был 360 сантиметров, в ширину был 2 метра, а в высоту – полтора метра. Весила машина приблизительно 4 тонны. Первые свои испытания боевая машина Пороховщикова прошла с большим успехом, однако по некоторым причинам дальше осваивать ее не стали. В производство танк не пошёл и после революции был забыт.

Пороховщиков перешёл на конструирование и строительство самолётов. Служил в авиации Красной Армии лётчиком. Возглавлял конструкторское бюро( частное).Бюро занималось разработкой инженерных конструкций и изобретениями. КБ Пороховщикова неоднократно предлагало Главкоавиа и НТК УВВС проекты различных самолётов.

Был репрессирован в 1927 году. В соловецком исправительно-трудовом лагере СЛОН занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. После освобождения работал в гидропроектных организациях Москвы. Перед войной переведён на работу в Автобронетанковое управление РККА.

20 октября 1940 года арестован по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. 11 июля 1941 года приговорён ВКВС СССР к расстрелу, расстрелян 28 июля. Место захоронения — полигон «Коммунарка». Реабилитирован посмертно 3 декабря 1955 года.