В Военно-научное общество при Центральном Доме офицеров Вооружённых Сил Республики Беларусь (далее - Военно-научное общество) обратился заместитель Министра информации Республики Беларусь И.И. Бузовский в июле 2018 г. с просьбой рассмотреть книгу В.А.Ляхора «Сражение со звездой. Символика, атрибутика, форма одежды, знаки различия антисоветских формирований на территории Беларуси в годы Второй Мировой войны» (далее - книга), изданную в июле 2018 года ООО «Колорград», относительно целесообразности её свободного распространения, в т.ч. через книготорговую сеть.
Согласно аннотации книга адресуется экспертам в области символики и униформы, историкам, художникам, реконструкторам, даже сотрудникам правоохранительных органов, работникам театра и кино, также музеев. Короче говоря вспомнил всех, кому эта книга может пригодиться и здесь автор, на наш взгляд, был прав только в одном – сотрудникам правоохранительных органов. Только возникает большой вопрос, почему эти органы не заинтересовались этим художником, как он себя называет.
Название статьи «Беспристрастность - 2» возникло не на пустом месте. Готовя отзыв на эту книгу совместно со своими коллегами по Совету Военно-научного общества (Битус А.К., Кондратенко Э.И., Тулинов В.М., Соболоев С.В.) надо было разобраться, с кем имеем дело.
Легко набрав в Интернете название книги, даже автора не надо было набирать, как говориться попали в точку. Оказывается, что данное творение уже выложено не только в книготорговой, но и электронной сети.
Тогда законно возникает вопрос к Министерству информации, зачем «буря в стакане?» и после ознакомления со статьей собственного корреспондента Советской Беларуси Андрея Муковозчика «Нечитаемое» от 31 июля 2018 г., где автор написал статью, потому что увидел данную книжку с подробным описанием «символики и атрибутики антисоветских формирований» в магазинной витрине. Вот и все!
Тогда мы начали как говориться «серьезно копать». Оказывается, что в 2015 г. вышла статья нашего члена Военно-научного общества А.А. Коваль «Не все то золото, что блестит или беспристрастность наизнанку» по следам по-видимому первой книги В. Ляхора «Военная символика белорусов», автор дал критическую и отрицательную оценку этому творению.
В Википедии есть статья «Белорусские вооружённые формирования 1917—1921 годов». В этой статье явно писанной оппозиционерами, один из соавторов Ляхор В.А. Из списка источников этой статьи явствует, что Ляхор также сотрудничал с «Хартия 97».
В статье в оппозиционной газете Солидарность 23.09.2017 г. примечательна цитата Ляхора «…Во время работы над книгой у меня возникли очень большие сомнения в человеческой личности в таких сложнейших условиях. Огромное количество людей пошло как раз не в партизаны, а в полицию и прочие подразделения, то есть примкнули к оккупантам. Беларусь скорее «страна-полицайка», чем партизанка, если смотреть на этническое происхождение этих формирований, — отметил Виктор Ляхор.» Надо понимать, что этот художник работал над книгой «Сражение со звездой».
Вот так, как говориться родилось название нашей статьи «Беспристрастность наизнанку - 2» по следам следующего его пасквиля, который был написан в 2017 г.
Мы члены Военно-научного общества, в состав которого входят ветераны Вооружённых Сил – генералы, офицеры в отставке и запасе (среди которых участники Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, члены Союза писателей страны, руководители организаций ветеранов военной разведки и Военно-морского флота, член Союза журналистов бывшего СССР и другие заслуженные и достойные люди, посвятившие всю свою жизнь служению Отечеству не можем быть равнодушными к происходящему.
В 2017 и 2018 годах Военно-научное общество проводило в Музее истории Великой Отечественной войны международные научные (военно-исторические) конференции с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов военной истории по темам: «Авиация – партизанам Белоруссии» и «Великая Отечественная война: факты и домыслы», в марте т.г. в г.п.Россоны приняли участие в научной конференции, посвящённая 100-летию П.М.Машерова, лейтмотивом которой стал подвиг партизан непокорённого белорусского народа.
На этом фоне убогие измышления В.А. Ляхора с неприкрытым заигрыванием с «героикой» профашистской нечисти для нашего народа выглядят кощунственно!
Одной из главных задач нашей общественной организации (Военно-научного общества) является борьба с фальсификаторами военной истории, прежде всего истории Великой Отечественной войны и ведение работы по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих и гражданской молодежи. И мне, как председателю Совета Военно-научного общества, после ознакомления с данным творчеством, а по другому сказать никак нельзя, стало тревожно на душе, цель книги совсем другая. Просматривая иллюстрации, которые выполнены автором в технике альбомной графики – беглых зарисовок и акварели, а здесь автору надо отдать должное, что выполнены профессионально, я натолкнулся на мысль, что эта книга будет интересна нашей молодежи от 10 лет и старше, им даже не надо вчитываться глубоко в содержание. Первоначально на понятийном уровне молодежь заинтересуют красочные картинки, кому постарше уже будут вначале взрослым задавать вопросы, а потом сами искать ответы, а кто это и почему мы о них ничего не знаем.
Автор пытается показать значение символики и антисоветской атрибутики как якобы имевший широкое распространение в годы Второй Мировой войны, и следовательно, как достойный быть отмеченным в анналах военной истории. Он даже и не хочет для себя признать, что для нашего народа – это была прежде всего Великая Отечественная война.
При этом само содержание книги показывает, что соответствующей целостной атрибутики, как таковой, на оккупированной территории не существовало. Сам автор признает, что униформа, атрибутика представляла смесь из элементов обмундирования советских, немецких, польских и других войск, а также гражданской одежды.
Вместе с тем, на странице 11 указано: «По мнению историка Андреаса Хершфельда, изучавшего документы о белорусской символике периода оккупации в Федеральном архиве Германии все белорусские символы в период 1943-1944 годы имели полуофициальный характер. Их официально никогда не утверждали».
Следовательно, стремление автора придать указанным предметам атрибутики значение, якобы заслуживающего внимание широких масс населения, не имеет под собой основания. Упоминание о людях, занявших враждебную позицию по отношению к народу и правительству добровольно, следует признать как фактор скрытой пропаганды, порочащей доброе имя белорусского народа, который положил на алтарь Победы жизни своих лучших сыновей и дочерей.
Прочитав эту книгу, возникает множество вопросов, как по названию книги, так и по тексту, носящих явно провокационный характер. Автор книги подчеркивает, что основная цель данного произведения, оказать помощь историкам, специалистам по геральдике, театральным работникам и т.д. в понимании отдельных элементов применяемой униформы, которая иногда выдавалась местному населению на оккупированной территории, принявшему режим нацистов и ставших под знамена фашистской Германии.
Однако после прочтения, складывается твердое мнение, что книга преследует совершенно иные цели и написана отнюдь не для историков, не для специалистов по геральдике, и даже не для кинорежиссеров и театральных работников тиражом в 500 экземпляров.
Для этой категории уже была издано фундаментальное произведение П. Дармана «Униформа Второй Мировой войны. Полная иллюстрированная энциклопедия». М.2003, в которой есть все иллюстрации, описание формы, применяемые знаки различия, геральдика и т.д. и самое главное описание применяемой формы и текст излагается без комментариев и соответствующих выводов.
Автор подачу своего материала начинает с самого названия - «Сражение со звездой». Далее он подает материал на основании давно отработанной модели фальсификации истории Великой Отечественной войны, выполненной еще Хайеком и Ханой Арендт, уравнявших СССР и гитлеровскую Германию единым термином - тоталитаризм.
Соответственно В.Ляхор представляет Вторую Мировую войну как сражение двух тоталитарных режимов. Простому читателю навязывается мысль, что сражение в этой войне одного из тоталитарных режимов было со звездой. При этом большее зло исходило от звезды.
Далее, комментируя иллюстрации, автор описывает униформу предателей своего народа, которые якобы и были частью этого «Сражения со звездой», и ни словом или пол словом не поясняет и не информирует читателя, а какие зверства в этой униформе предатели на белорусской земле с белорусским народом.
Автор в своей книге грубо фальсифицирует цифры участия белорусов в формированиях на стороне фашистской Германии. Заявлено, что на стороне нацистов принимало участие более 70,0 тысяч белорусов.
Вместе с тем, по архивным данным ГРУ ГШ Красной Армии на стороне немцев участвовало около 12 500 человек уроженцев Беларуси. По архивным данным Белорусского национального архива, эта цифра несколько выше и определена почти в 20,0 тысяч человек, но никак не 70,0 тысяч, как указывает автор. Следует отметить, что удельная доля коллаборационистов среди белорусов была самая низкая из числа народов и народностей, проживавших на территории СССР.
Автор, давая свои пояснения к иллюстрациям, не утруждает себя известить читателя, что например унифицированное обмундирование для членов вспомогательной полиции не предусматривалось. Как правило, полицаи носили повязки с надписью Polizei, форма же их была произвольной (например, они могли носить советскую военную форму со снятыми знаками различия или быть просто в обычной сельской одежде, даже в лаптях).
Читая и анализируя текст книги, находишь подтасовку фактов, неточные формулировки, выхваченные фразы из общего текста, которые автору удобно показать читателю, не раскрывая всю суть отдельных предложений.
Вопросы о предательстве и измене всегда вызывали чувства омерзения и негодования, особенно на белорусской земле. Предательства и измена срока давности не имела и не имеет. Но именно В. Ляхор в своей книге делает открытую попытку снять вопросы предательства и измены, показывая и рассказывая читателю об униформе полицаев, принявших режим нацистов и ставших под знамена фашистской Германии. Путем выдергивания отдельных фактов и элементов автор пытается показать читателю, что это были такие же белорусы, ничем не отличающиеся от остальной категории граждан, которые так же сражались за свободу и независимость белорусского народа, насаждая символику, национальные символы, отдельные элементы национализма.
Полицаи были и остаются одними из самых презираемых нашим народом типом коллаборационистов. И на это имеется достаточно много веских причин. Попытка В. Ляхора в своей книге придать предательству новое звучание и как бы за давностью лет снять эту проблему с категории предателей и навязать, особенно отдельной части молодежи свою точку зрения, все это настораживает и вызывает чувство озабоченности.
Каждый из нас имеет право иметь свою точку зрения и отстаивать свою позицию, но через призму реальных и достоверных фактов истории, а не извращать и подтасовывать эти факты в угоду деструктивным и националистически силам.
По существу имеет место попытка через образное восприятие людей, с использованием репродукций, рисунков соответствующей униформы, представить коллаборацию на территории Беларуси не как предателей и последователей фашизма, а как силы, якобы боровшиеся за свободу и независимость.
Данный прием используется для тотальной фальсификации истории Великой Отечественной войны, всенародного сопротивления фашисткой агрессии на временно оккупированной территории.
При этом реализуется модель фальсификации истории, отработанная еще в середине ХХ, когда главным направлением искажения было избрано уравнивание гитлеровской Германии и СССР как якобы виновников Второй Мировой войны. Коллаборационистские формирования в этом случае представлялись и представляются не как пособники фашизма, а как борцы против советской власти.
Таким образом, содержание книги антинаучно, политически ангажировано и объективно служит интересам наиболее деструктивных, антигосударственных сил в Беларуси.
Совет Военно-научного общества (протокол № 12 от 01.08.2018 г.) однозначно считает данную книгу провокационной, несущей целый ряд скрытых посылов пропаганды коллаборационизма, национальной розни. Автор В. Ляхор преднамеренно передёргивает факты военной истории периода оккупации Белоруссии, фальсифицирует фактический материал и вклад партизанского движения в освобождение белорусской земли.
Учитывая представленные в Совет Военно-научного общества письменные отзывы наших коллег и партнёров (в т.ч. журналистов-международников «СБ» А.Муковозчика и М.Осипова) о книге В.А. Ляхора «Сражение со звездой» с просьбой остановить распространение этого пасквиля, внесли предложение Министерству информации (исх. № 62/18 от 01.08.2018) о совместном обращении в Республиканскую экспертизу по оценке информпродукции на предмет наличия в данной книге призыва к экстремизму и запрета её к распространению в Республике Беларусь.
Так же учитывая вышеизложенное, Совет Военно-научного общества считает необходимым инициировать вопрос о выведении В.А. Ляхора из состава Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь как не имеющего необходимой квалификации, а главное – как идущего в фарватере наиболее деструктивных радикальных сил, занимающих антигосударственную позицию и разрушающих базовые ценности, на которых основана белорусская государственность.
Предстоящее 75-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистской оккупации и несметные жертвы, понесённые нашим народом от рук гитлеровских нелюдей и их приспешников, обязывают нас бдительно реагировать на любые попытки фальсификации истории.